Казачество сегодня

 

 

 

       Фермерское хозяйство Казачья станица, Брест on Vimeo                 

 

 

 

 

 Природа в своем развитии изживает все лишнее, оставляя только то, что приносит пользу. Человеческое общество, хотя и более подвержено всяческим непотребствам, исторически всё равно следует данному непреложному закону (вспомним о Христе и бесплодной смоковнице). Таким образом, развиваются и процветают только те общественные движения, у которых есть четко определенная социальная роль и социальные функции. Что проверяется простыми вопросами: «Для чего это обществу?», «Какую пользу приносит?».

Говоря о казачестве в современном мире, давайте посмотри на его прошлое, настоящее и будущее сквозь призму вышеизложенных контрольных вопросов.

Славное прошлое казачества во многом обусловлено ценностью казаков перед лицом общества как защитников рубежей Родины и хранителей внутреннего правопорядка, устанавливающих на своих территориях истинное народовластие и народное самоуправление. Убери казаков из исторической картины того времени и получишь на восточнославянских землях общественные беспорядки да оккупацию соседними народами. Польза казачества налицо. Отсюда и уважение к традиционному казачьему костюму, в котором все служило необходимости. И шашка была ходовым оружием, и сбруя поддерживала реальные пистолеты, и ногайка подгоняла живого коня и отгоняла собак.

Что можно сказать о казачестве сегодня? Какую пользу оно приносит обществу? Достойные ответы есть, но давайте не побоимся посмотреть в глаза реальности и, сперва, отделим зерна от плевел конструктивной критикой.

Начнем с того, что развеем миф о САМОЦЕННОСТИ возрождения казачества. До сих пор в Уставах некоторых казачьих организаций можно прочитать, что Целью данного казачьего объединения является возрождение казачества.  Но это же циклический абсурд! Представьте, что целью человека станет он сам. Мы назовем такого эгоистом, зацикленном на самом себе. Как же назвать подобную организацию? …И снова рефрен: целью общественного объединения должна быть конкретная общественная польза!

На сегодняшний день, после почти векового геноцида, казачество переживает свое второе рождение уже не только как этническая общность, но и как общественное движение, представленное совокупностью общественных объединений. И как любое общественное движение на этапе своего становления, казачество подвержено ряду «детских болезней», от которых необходимо подлечивать как отдельных членов, так и целые организации.

Первая крайность называется «клуб исторической реконструкции». Подверженные «недугу» видят самоценность в повторении традиций прошлого, забывая о настоящем и будущем. Излишне педантичны и дотошны в вопросах исторического костюма и обмундирования. Как правило, не имея навыков ни верховой езды, ни фланкировки, гордо цепляют на себя и ногайку и шашку. Не принося пользы современному обществу, они прозываются в нем «ряжеными».

Второе расстройство это «генерализм». Страдают чаще бывшие военные, теша свои несбывшиеся мечты и превращаясь из прапорщиков в казачьи генералы. Если недугу подвержена вся организация, то начальников в ней будет больше, чем подчиненных и офицеров больше, чем рядовых.

Близко к «генерализму» стоит «синдром Брежнева», заставляющий отдельных горе-казаков обвешиваться с ног до головы юбилейными медалями и посещать все массовые мероприятия по месту жительства. Это также не несет пользы обществу и вызывает только сарказм и ухмылки.

Еще одно недомогание  – «игра в войнушку». Страдают взрослые мальчики, не наигравшиеся этой славной потехой в детстве. Чаще всего не прошедшие армейской службы и/или воспитанные без отца. Ищут мужественности до самой старости, что проявляется в излишней военизированной повседневной одежде, выдумывании образа внешнего врага (обычен самый легкий вариант – национализм), паролях-явках и фанатичной серьёзности. «Настоящие мужики» агрессивны напоказ, носят с собой перочинные ножи и пневматические пистолеты, любят серьёзные татуировки, с камуфляжем не расстаются даже в постели и ванной.

Некоторые детали, конечно же, утрированны, но лишь для того, чтобы легче было распознавать «симптомы детских болезней» и принимать адекватные меры.

Как же можно предотвратить все эти бесполезные отклонения в казачьей среде? Вероятно, только постоянным и усиленным окормлением Православной Церкви, у которой имеется двухтысячелетний опыт борьбы с подобными непотребствами. Да, как на некоторых славянских землях православным храмам нужна защита казаков, так и казачеству сегодня, как никогда, нужна душеврачебная помощь Святого Православия.

И только после этого можно говорить о достойных ответах на вопрос «Какую общественную пользу может принести казачество в настоящем и будущем?»

Итак, внимание. Долгожданная общественная польза современного казачества:

1. ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. В настоящее время духовное и патриотическое воспитание происходят раздельно, первое в воскресных школах, второе в военно-патриотических кружках и кадетских классах. Результатом такого разделения часто бывают крайности: силовикам не хватает духовности, а духовным людям – силы. Казачество представляет собой уникальное слияние двух этих важнейших воспитательных аспектов – залог счастливого будущего православных славянских народов .

2. ЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ. Казачество – вторая, после Православия, национальная идея, способная противостоять закордонной стратегии «разделяй и властвуй». Традиции казачества можно найти у большинства православных славянских народов, что поможет удержать границы единой нации.

3. НАРОДОВЛАСТИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ. В противовес иллюзорной зарубежной демократии, казачество представляет собой многовековую отечественную традицию самоорганизации и народного самоуправления. Это ценнейший политический опыт, способный поставить государственную машину на рельсы плодотворной реформы, подобной столыпинской.

4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Глобальный экологический кризис – край попасти, к которому подошло современное человечество. И путь к этому обрыву начался с перехода от натурального хозяйства к экономическому. Дело в том, что натуральное хозяйство стремится к оптимуму и, потому, находится в ладу с окружающим миром, а экономическое хозяйство стремится к максимуму и, потому, истощает окружающую среду и приводит к социальному неравенству. Очевидно, что «экономика – враг экологии». Избежать глобальной экологической катастрофы возможно только глобальным возвращением к натуральному хозяйству. Но, при чем же тут казачество, спросите вы? А казачество – одна из немногих, дошедших до нашего времени, традиций ведения натурального хозяйства и человеческого универсализма. Казак – пример целостного человека: воин, земледелец, ремесленник и купец в одном лице, ведущий натуральное хозяйство на  своей земле и защищающий эту землю. Это и есть истинная независимость и именно таким видится человек завтрашнего дня, уводящий общество от гибели в собственных отходах по пути Естественности.

Недаром символом казачества является лошадь – сила, свобода и единение с Природой…

Да поможет нам Бог.

©  Начальник штаба
Атаманской Станицы
РОО «Белорусское казачество»
подхорунжий Алексей Купряков