Казачья военная форма и ее особенности

Казачья военная форма до 1801 г.        История Стародубского казачьего полка, за его недолгое по историческим меркам, время, но тем не менее, богата на славные дела и важные события. Стародубские казаки стремились сохранить свою вольность во всем.

Это стремление также проявилось и во внешнем виде. Не нужно забывать о том, что, отсутствие формы обусловливалось тем, что казаки, выступая на войну, обмундировывались, вооружались и снаряжались в основном за свой счет. Первой заботой, естественно, было достать «быстроногого коня, вострую сабельку, огнестрельный самопал», а вот об одежде думать было некогда — была она у казаков разнообразной, по большинству — крестьянской, но если удавалось добыть в бою «зипун» или ещё какую-нибудь приличную одежонку, не брезговал казак, напяливал на себя и шелковые, и парчовые одежды, чтобы показать своим товарищам, какой он храбрый и добычливый. На ноги казаки надевали длинные шерстяные носки домашней вязки и, шитые из овчины мехом вовнутрь — сапоги.

Одежда должна была быть удобной в боевых условиях, а фасон или покрой не имели значения. Поэтому в казачьих рядах одновременно встречались русские кафтаны, польские жупаны и т. п. И все же некое подобие единообразия в одежде существовало, но вызвано это было несколько иными причинами. Рассмотрим, как выглядели казаки в глазах современников, какую одежду они носили в середине-конце XVIIвв. Исходя из документов, можно предположить, что в XVII века несколько раз казаки добыли сукно, но какого цвета и сорта неизвестно, скорее всего, что оно было серого или белого (не крашенное) и, с меньшей вероятностью, синего цвета, Итак, можно утверждать, что подавляющее большинство казаков Стародубского казачьего полка середины-второй половины XVII века во время войны одевалось в недорогие серые, белые серьмяги, белые и синие жупаны. Каждый казак одевался и снаряжался за свой счет, носил ту одежду, которую считал нужным и удобным, большая часть казаков одевалась согласно традиции. Также, обязательным элементом казачьего снаряжения являлась попона, которой всадник укрывал себя и лошадь во время внезапной пурги зимой или песчаной бури летом. По ночам попона могла служить палаткой, надёжно укрывая казака от холода.

Первая постоянная форменная одежда была введена в 1796 году, в царствование Павла I, для Лейб-Гвардии казачьего полка, который нес службу при императорском дворе, как в военное, так и в мирное время. При ее создании учитывали обычаи, привычки и традиции казачества, но также отдали дань немецкой моде. Новая форма 1796 года состояла из меховой шапки, кафтана, полукафтана, плаща, кушака, шаровар и сапог. Однако, на тот момент Стародубского казачьего полка, в силу исторических событий уже не существовало в данном статусе.


Примерный вид Стародубского казака и сотника середины-конца XVIIвв.
Примерный вид Стародубских казаков. Малороссы в повседневной одежде
начала-середины XVIIIвв конец XVIII в.


 

Казачья военная форма 1801-1825 гг.

Перемены в гвардейском обмундировании произошли после восшествия на престол императора Александра I. В 1801 году вместо полукафтана введена куртка (длиной до талии или чуть ниже) со стоячим скошенным воротником. Воротники и обшлага офицерских курток украшаются фигурным серебряным шитьем, а в дополнение к кушакам офицеры начинают носить серебряные пояса-шарфы с кистями.
Одновременно вводится новая форма и в казачьих войсках (за основу были взяты костюмы лейб-казаков): черные барашковые шапки, темно-синие куртки, чекмени (так стали называться прежние кафтаны), шаровары с лампасами, разноцветные кушаки и черные кожаные сапоги, в холодное время – бурки, полушубки, позже – шинели.
В 1812 году был несколько изменен покрой войсковой формы, да и сами казаки немало поработали над своим внешним видом. Барашковая шапка стала больше походить на кивер: она была высокой – более 22 см и расширялась кверху; для того, чтобы она держала правильную форму, ее внутри начали проклеивать кожей, а чтобы она прочнее сидела на голове, внизу приделали кожаный подбородный ремень, убиравшийся внутрь. Слева крепился белый султан из конского волоса (у урядника верх окрашивался в черный и оранжевый цвета).В походе большинство нижних чинов носило произвольные суконные фуражки, а на шапках – черные чехлы.

Чекмень и куртка, уже с прямыми стоячими воротниками и пришивными обшлагами с выпушкой, утратили сходство со старинными кафтанами, что особенно бросалось в глаза после введения у казаков погон, а у офицеров в 1815 году эполет и петлиц. Чекмень стал несколько короче – до колен. Шаровары, широкие и свободные, приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять куртку. Верх их настолько удлинили, что порой они закрывали половину груди, дополнительно утепляя ее, после тугого стягивания (до образования складок) они защищали казака от ветра и переохлаждения. Однако не во всех войсках казаки отправлялись на войну экипированными по форме. Например, уральцы предпочитали носить не куртки и чекмени, а яргаки (халаты) из жеребячьих шкурок и широкие овчинные тулупы шерстью вверх. Тем не менее, начало распространению казачьей формы было положено.

Казачья военная форма до 1825-1855 гг.

Шапка-кивер постепенно стала не такой громоздкой (короче на 3 см и уже не расширялась кверху), лишилась многочисленных украшений, остались только круглые помпоны (по прикладному цвету войска) и кокарды (у урядников делились на темно-серые и белые части, расположенные крестообразно).

Для повседневной носки была введена фуражка без козырька (по образцу регулярных частей), с тульей и околышем определенного цвета: синего и алого у донцов, синего и голубого у уральцев, синего и желтого у астраханцев, темно-синего и красного у черноморцев, темно-зеленого и красного у сибиряков, темно-зеленого и светло-синего у оренбуржцев, темно-зеленого (с красной выпушкой) у забайкальцев, темно-зеленого и черного (с красной выпушкой) в казачьей артиллерии.

Куртка заменялась чекменем, (длина полы которого достигала 18 см, таким образом нижние части тела лучше были защищены в непогоду. Все казаки на плечах носили погоны строго установленного цвета: синие с красной выпушкой – в Донском войске, малиновые – в Уральском войске, желтые – в Астраханском войске, алые – в Сибирском войске, светло-синие – в Оренбургском войске. Мундирные цвета остались в основном прежними, только оренбуржцы поменяли синий цвет на темно-зеленый.

Для каждого полка вводился свой цвет бешметов и чекменей и шаровар, а также верха шапок и погон. Так, темно-синие (позднее синие) чекмени и шаровары были формой Терского-Семейного, Хоперского, Ставропольского, Волгского, Кавказского, Кубанского и Лабинского полков.

Черноморские казаки конных полков в 1840 году получили обмундирование, похожее на одежду горских народов. Прежде всего это касалось покроя мундира и шаровар. Шапка была такой же, как и у линейных казаков (колпак из красного сукна, верх круглый, стеганный на вате). Кафтан – темно-синий, однобортный, без воротника, с открытой грудью, свободный, длиной до колен; на груди нашивались черные кожаные напатронники (на 16 газырей), отделанные вокруг широкой, а по напатроннику узкой шерстяной тесьмой, такой же тесьмой обшивались края рукавов, погоны были красные на подкладке из синего сукна с выбитым и подшитым желтым сукном номером полка, этот же номер был выбит на пуговицах.

Полукафтан (ахалук) – красный, матерчатый, стеганный на вате, с высоким прямым воротником, с застежками на крючках, к нему полагался черный хлопчатобумажный галстук. Шаровары – темно-синие, широкие, суконные, без лампасов, с кожаными штрипками. Сапоги – черные из мягкой кожи.

Казаки-пластуны надели куртки темно-синего сукна (замененные в 1848 году чекменями на 22 см выше колен) с воротниками и обшлагами, отделанными красным кантом, с нагрудными черными напатронниками на 16 газырей, широкие шаровары без штрипок, сменявшиеся летом на холщовые штаны, установленные для всей пехоты.

Вся введенная в кавказских казачьих войсках форма фактически была парадной. Во время Кавказской войны нижние чины и офицеры носили разнообразные простые черкески, но преимущество отдавалось коричневым и бежевым цветам, на ноги надевали ноговицы, наколенники и чевяки, в непогоду укрывались бурками и башлыками.

Казачья военная форма до 1855-1881 гг.

Вступивший на престол в 1855 году Александр II за несколько месяцев изменил форму. Казаки распрощались с шапками-киверами, вместо них появились меховые папахи с кокардами, похожие на головные уборы линейцев и черноморцев, прежде прямые обшлага чекменей были заменены вырезанными мыском, а закругленные (прежде прямые) воротники и обшлага чекменей штаб-офицеров украсились серебряными и золотыми галунами.

Изменения претерпели и офицерские погоны, они стали у обер-офицеров с одним просветом по цвету прикладного сукна, у штаб-офицеров – с двумя. Изготавливались они следующим образом: на суконное основание нашивали специальные серебряные или золотые галуны – два широких у обер-офицеров, один широкий по центру и два узких по краям у штаб-офицеров и один широкий (зигзагом) у генералов. Для различия чинов к погонам прикрепляли кованые звездочки, как на эполетах.

В 1862 году вышло распоряжение о замене фуражек новым головным убором – кепи, напоминавшим французский кивер «шако» 1855 года, но уступавшим ему по высоте почти на одну треть. Его верх делался из сукна по цвету мундира, а околыш – по цвету прикладного сукна, без выпушек (в артиллерии околыш – черный с двумя красными выпушками).Кепи служило казакам недолго. В 1867 году им возвратили прежнюю фуражку, но с козырьком и кокардой посередине околыша. В летнее время года на фуражку надевался белый полотняный чехол.

Чекмень стал называться мундиром, полы его несколько удлинили – до 27 см от талии, сзади делали 6 складок; застегивался он налево с помощью крючков. Шаровары шили с более коротким, чем раньше, верхом, они стали больше походить на брюки, и их с 1871 года заправляли в сапоги с длинными голенищами.

При Александре II был окончательно установлен цвет мундирного и прикладного сукна: Донскому казачьему войску присваивались соответственно темно-синий и алый, Уральскому – темно-синий и малиновый, Астраханскому – темно-синий и желтый, Сибирскому – темно-зеленый и красный, Семиреченскому – темно-зеленый и малиновый, Оренбургскому – темно-зеленый и светло-синий, Забайкальскому и Амурскому – темно-зеленый и желтый.

В 1871 году для кавказских казаков вместо шапок были введены папахи, похожие на горские, с черным барашковым околышем высотой 20 см и суконным верхом, выступавшим над меховым краем почти на 7 см. Цвет парадной одежды поменяли на черный, суконные черкески несколько удлинили (32 см от земли), напатронники стали делать с 10 гнездами каждый, погоны, бешметы и верха головных уборов установили: в конных полках – светло-синие (в Терских), красные (в Кубанских), в пластунских батальонах – черные с малиновым кантом (погоны малиновые), в артиллерии – красные (бешметы черные с красным кантом). Повседневную одежду составляли темные черкески сукна местной выделки (зимой) и светлые суконные или холщовые (летом), все с погонами по чинам, немаркие бешметы, ноговицы, наколенники и чевяки (взамен сапог).

Казачья военная форма до 1881-1896 гг.

Реформа обмундирования нового императора Александра III ставила целью упростить его и придать ему национальное своеобразие. Предпочтение отдавалось не изысканности и красивости, а приспособленности к походным и боевым условиях. С парадных гвардейских казачьих мундиров исчезли эффектные шнуры, шаровары лишились цветных двухрядных лампасов, меховые шапки заменили барашковыми папахами (по старинному русскому образцу). В 1885 году в войсках введена гимнастерка из небеленого полотна с полотняными же погонами.

В 1889 году уральским казакам по ходатайству войскового наказного атамана разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с колпаком цвета прикладного сукна (у офицеров колпак обшивался по нижнему краю и швам серебряным галуном), общей высотой до 240 мм.

Одновременно был введен новый мундир, созданный на основе халата, широко употреблявшегося уральцами в быту. Мундир был длинным, на 14 см ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок (для чего существовал второй ряд крючков).

Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками. Эта удобная и практичная одежда, которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования.

В 1892 году всю прежнюю форму (кроме формы кавказских войск) отменили. В качестве головного убора были установлены немного суженные вверху барашковые папахи общей высотой до 25 см, тулья изготавливалась из овчины с мехом длиной 18 см для уральцев, забайкальцев, амурцев и уссурийцев и из мелкого курпея (высотой до 14 см) для остальных. Двубортные свободные мундиры шили из неворсованного синего и темно-зеленого сукна. Они доходили до колен и застегивались на левую сторону четырьмя крючками, полы заходили одна на другую, стоячий мягкий воротник был без проклейки и с закругленными концами, со шнуром по верху (в артиллерии и по низу), а также по обшлагам, бортам и краю наружной полы по цвету прикладного сукна, с карманами по бокам.

Новым элементом казачьей формы стала теплушка такого же покроя, как и мундир, но короче, из произвольной ткани темного цвета и простеганной ватной подкладки. Ее полагалось надевать в холодное время под мундир, а без него под шинель, а также, по усмотрению полкового начальства, она могла заменять мундир и шинель на домашних учениях и занятиях.

В войсках вводились кушаки цвета прикладного сукна (с поясом, бантом и крючком), набрюшники, шаровары мундирного цвета с однорядным лампасом шириной 4,5 см и цвета прикладного сукна (в пехоте – с такой же выпушкой), с карманами в боковых наружных швах, черные сапоги с голенищами высотой до 40 см, белые перчатки и черные галстуки.

Форма кавказских казачьих войск осталась без изменения: свободные длинные черкески в конных частях, укороченные (до нижнего края коленной чашечки) в местных командах и у пластунов. Однако казаки допустили ряд отступлений от утвержденных образцов. Следуя кавказской моде, они стали носить более низкие папахи, ермолки, черкески в обтяжку с высоко пришиты напапатронниками, белые башлыки, закинутые на шнурке за спину, подобно гусарским ментикам. В Оренбургском войске широко употреблялась темно-зеленая рубаха-гимнастерка со стоячим воротником и застежкой, двумя накладными карманами, обшитыми светло-синим шнуром.

Казачья военная форма до 1895-1917 гг.

Последние преобразования в обмундировании, снаряжении и вооружении проводились в годы царствования последнего российского императора Николая II. Теплушку заменили полушубком образца 1886 года, но допускались отступления в зависимости от местных условий. Фуражку разрешили носить с козырьком. Металлические гладкие пуговицы украсились государственным гербом.

В 1909 году проводится полное переобмундирование всех войск в парадную форму мирного времени, которая напоминала существовавшую до 1881 года. Казачьи папахи сохранили прежний покрой и размеры. Фуражки были двух типов – зимние (цветные суконные, с 1910 г. без козырька) и летние (защитные с козырьком). Мундир стал с короткими полами (до 25 см) и шестью ровными складками сзади, со стоячим закругленным воротником высотой до 5 см и выпушкой прикладного цвета. Для всех казаков вводились шаровары серо-синего сукна с лампасами прикладного цвета, которые заправлялись в черные сапоги.

В 1912 году повседневный мундир заменили походной суконной защитного цвета рубахой (косовороткой) без карманов, со стоячим воротником и обшлагами, застегивающимися на две пуговицы. К нему полагались серо-синие шаровары с лампасами, обшитые в наиболее трущихся местах кожей. Гимнастерка, шаровары (без кожи) и зимняя фуражка составляли летнюю парадную форму казаков.

В настоящее время за основу, парадной казачьей формы, с некоторой адаптацией под современные реалии времени жизни современных казаков, взята форма последнего года существования Российской Империи.


Вахмистр СКП А.Щерба