Казаки на перепутье

 

        Кубанское казачество в современной 

        российской политике многие хотели бы

        использовать в своих целях.

 

 

 


 

«Cейчас, как никогда, чувствуется усталость казаков…»(казачий генерал В.П.Громов)

 

Нашумевшее заявление губернатора Ткачёва о «выдавливании» приезжих из Краснодарского края с помощью казацких дружин породило в некоторых СМИ закономерный вопрос: готовы ли к этому сами кубанские казаки?И как они будут это реализовывать на практике? Казаки объясняют, что губернатор был истолкован неправильно и речь идёт всего лишь об «участии в охране порядка» вместе с сотрудниками полиции. Атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда заявил, что «Ткачёв о выходцах с Кавказа не говорил ничего», что речь шла о «нехватке сотрудников полиции» и что он «приветствует решение о создании казачьей полиции».

Какова же сегодня в целом ситуация в кубанском казачестве? Представляется, что, оценив её, мы сможем по-особому взглянуть на скандальную идею краснодарского губернатора.

Из истории

До Николая Долуды пост атамана Кубанского казачьего войска долгое время занимал Владимир Прокофьевич Громов. Ещёв 1988 году с подачи Громова, по профессииученого-историка,в Кубанском госуниверситете появилась первая казачья общественная организация. В 1990 г. он возглавилвновь созданную Кубанскую казачью Раду. Тогда шло возрождение казачества по всей России. Оносопровождалосьбольшими проблемами.

Вместе с казачеством сразу возродиласьвражда между казаками-монархистами и казаками-коммунистами, которые во время Гражданской войны поддерживали советскую власть. Возник спор «белых» и «красных» казаков.Причём последних в их возрождении опекало руководство КПСС.

Так, в 1990 г. в Москве, с одной стороны, было создано Землячество казаков, первые же инициативы которого наглядно продемонстрировали его политическую ориентацию: «проведение панихиды по… Корнилову, Каледину, Дутову, Шкуро, Мамонтову, Покровскому, Семенову, Краснову», «участие в целом ряде встреч, выставок, посвященных памяти Государя Николая II и его семьи», «сотрудничество с Болгарским культурным центром в возвращении памяти Белого генерала — М.Д. Скобелева». С другой стороны, в том же году прошёл IБольшой круг казаков, на котором присутствовали сотрудники аппарата ЦК КПСС, и был создан «Союз казаков» во главе с «наказным атаманом» – директором московского автокомбината коммунистом Мартыновым. Также коммунисты оказались в составе руководства и активистов казачьего движения в регионах. На президентских выборах 1991 г. «красные» призвали голосовать за Николая Рыжкова, а «белые» – за Ельцина.

«Кубанская казачья Рада» имела «красную» ориентацию и поддержала Рыжкова. В связи с этим от неё тогда откололась группа казаков во главе с атаманом Анапы Головкиным. Эта группа существовала несколько лет под названием «Кубанское казачье войско» (ККВ) (а сама «Кубанская Рада» переименовалась тогда во «Всекубанское казачье войско»). ККВ во главе со сменившим Головкина атаманом Евгением Ногаем отличалось весьма разгульным нравом – в 1992 г. казаки Ногая самовольно демонтировали памятник Ленину в Краснодаре, а также явочным порядком заняли здание городского Совета ветеранов, написав на заборе: «Подпольный крайком КПСС закрыт». В 1992–93 гг. против казаков ККВ было возбуждено несколько уголовных дел.После упадка группы Ногая название «Кубанское казачье войско» окончательно закрепилось за организацией Громова.

Справедливости ради надо сказать, что у Громова тоже были «бойцы» с крутым нравом – когда-то он объявил «лучшей дружиной на Кубани» сотню атамана Сергей Доманина, которая действовала как криминальная банда, занимавшаяся вымогательством и похищением людей (а по некоторым данным – и убийствами).

В то же время, «Кубанское казачье войско» Громоваиграло в90-е годы важную положительную роль в крае. Сам Громов рассказывает об этом так: «Нам доверяли… Я в день принимал по 50, по 60 человек. Потому что это было время 90-х годов. Власть рушилась, бандиты сидели везде и всюду… Последней надеждой у народа были казаки. Ни в милиции, ни в полиции – нигде не могли найти защиту. После того, как там побывал, покрутился по всем – шли к атаману».

«Белые»

Острое размежевание времён перестройки сегодня ушло – но всё же некоторыеГромовасчитают «красным» или, во всяком случае, недостаточно «белым». Но есть в крае и вполне «белые» атаманы. Например, Георгий Валентинович Кокунько – родственник генерал-лейтенанта П.И. Кокунько, отвечавшего в 20-30-е годы за хранение Кубанских регалий в США.

Георгий Кокунькобыл соучредителем уже упомянутого Землячества казаков в Москве и яростно критиковал в 1990 г.«Союз казаков» за коммунистического атамана. Кроме того, в 1991 г. именно по инициативе Кокунько был создан «Союз казачьих войск России» (СКВР) – как «белая» альтернатива коммунистическому «Союзу казаков». В настоящее время Кокунькоявляется главным редактором журнала «Станица» и руководителем проекта «Историко-культурное наследие Кубани». Цель проекта – изучение и сохранение исторического наследия Кубани и кубанского казачества.

Кубанский писатель Пётр Ткаченко в своей статье 2011 г. отмечает, что именно газета «Станица» «особенно усердствует в навязывании общественному сознанию антибольшевистской мифологиио казачестве». Эта идеология «перебрасывается на ВеликуюОтечественную войну, которая называется не иначе как второй гражданской. Такойидеологический выверт как бы даёт “право” считать казаками лишь тех, ктоперешёл на сторону фашистов и в их форме пришёл “освобождать Россию откоммунизма”».

Действительно, на страницах газеты «Станица» мы находим славословие в адрес генерал-лейтенанта войск СС Гельмута фон Паннвица, командовавшего во время Великой Отечественной войны XVКазачим Кавалерийским Корпусом СС. Этот который включил в себя казачьи части, воевавшие на стороне Гитлера.

Любопытно, чтопроект Кокунько «Историко-культурное наследие Кубани» (как и проект «Кубанского сборника», соредактором которого был Кокунько), спонсируется Олегом Дерипаской и его фондом «Вольное дело», в котором сам Кокунько числится «координатором проектов». Так, на официальном сайте «Историко-культурного наследия» указано, что Дерипаска проявил «личную заинтересованность» в издании Кубанского сборника. Кроме того, там сказано, что проект «реализуется с участием и при поддержке Администрации Краснодарского края». То есть, говоря прямо, губернатора Ткачёва, который ещё в 2005 году заявил, что «властные рычаги в крае будут сосредоточены в одних руках».

Ткачёв входит в Попечительский совет фонда «Вольное дело» своего земляка Дерипаски.В СМИ неоднократно заявлялось об их близости. Там же – в Попечительском совете – присутствуют другие люди, знаковые с точки зрения«бело-монархической» направленности – режиссёр Никита Михалков и вдова Александра Солженицына Наталья, являющаяся президентом Фонда его имени.

Кроме того, давно известна склонность Ткачёва к около-националистической риторике. Одно из самых радикальных заявлений он сделал в 2002 г.: «Определять, законный мигрант или незаконный, можно по фамилии, точнее по ее окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на «ян», «дзе», «швили», «оглы» – незаконные, так же как и их носители». Но наиболее интересным, по-моему, является то, что было сказано годом раньше: «Рынок земли на Кубани не пройдет. В противном случае, я сказал об этом Президенту, если на Кубани будет введен рынок земли, народ Кубани возьмется за вилы, и я буду вместе с народом, более того, возглавлю этот процесс. Кубань для кубанцев! Да, Кубань – многонациональная страна[выделено мною – И.Р.], но главные на Кубани – это русский народ. А те, кто сегодня приезжает, – погостили немножко, и хватит, и домой, в Турцию, Грузию и так далее».Опровержения этого высказывания, как и предыдущего, от Ткачёва не было. Поэтому можно считать его подлинным.

Лозунг «Кубань для кубанцев» смыкается с другим лозунгом, который популярен в среде радикально «белого» казачества. Я имею ввиду лозунг «Казакия для казаков». «Самостийность» губернатора входит в странный резонанс с так называемым казачьим сепаратизмом.

Лучше всего проблема казачьего сепаратизма обобщена в уже упомянутой статье Петра Ткаченко, которая называется «Атаманы Кубани и казачество». Ткаченко напоминает о попытках создания Кубанской народной республики и Всевеликого Войска Донского в годы Гражданской войны и последующем провозглашении «Казакии» в эмиграции. И цитирует в связи с этим генерала Петра Краснова, который при всей своей ненависти к советскому правительству всё же говорил: «Казачья самостийность, самостоятельность казачьих областей, создание отдельного государства “Юго-Восточного союза”, или совсем не подчинённого России, или входящего в федерацию государств, её образующих, как самостоятельное самоуправляемое целое –неправда ли, как всё это дико звучит? …Ни в русских головах, однако, ни в головах настоящих, крепких казаков эта мысль не умещается».

Ткаченко также критикует радикальный антибольшевизм отдельных представителей казачества: «Трудно поверить в то, что люди, оперирующие такими идеологемами как заглавными, после всего, чтопроизошло в России в драматическом ХХ веке, где был и революционный анархизм, иГражданская война и реставрационные процессы, и время термидора, и ВеликаяОтечественная война, наконец – потрясения нашего времени – не осознают, что,всё ещё борясь с “большевизмом”, они разрушают ту жизнь, в которой родились,получили образование, стали людьми…».

Комментарии к этой статье на сайте «Новой Газеты Кубани» говорят сами за себя:

«Надо строить свое государство. Свою независимую КАЗАЦКУЮ республику. Создав ее, мы исполним мечту наших пращуров. Создав ее, мы обеспечим будущее нашего КАЗАЦКОГО народа. Вот на это не жалко и жизнь свою положить!»

«Заступлюсь за фон Паннвица. Добрый был ариец! Нетерпимый к врагам рейха. И настоящий КАЗАК. Какой москаль, альбо кацап пошел сдаваться в гестапо, чтобы быть повешенным вместе со своими друзьями-подпольщиками? Если знаете хоть одного, то пропишите, будьте ласковы! А вот фон Паннвиц сам сдался именно НКВД, чтобы принять смерть вместе со своими боевыми товарищами: генералами Красновым и Шкуро на Лубянке».

Кстати, Гитлер положительно относился к созданию казачьих частей, так как считал, что казаки являются потомками готов –и, стало быть, принадлежат к арийской расе, а не славянской. Эту линию сегодня продолжает т.н. этнический казачий журнал «Казарла», который является проектом Кубанской казачьей общины – объединения кубанских казаков, действующего в границах Москвы и Московского региона.В апреле 2010 г. этот журнал выпустил статью о «гутаре» – «самодостаточном и самостоятельном» казачьем языке, который якобы имеет готские корни.

Очень оригинальные суждения об истории казачества можно найти и на сайте Администрации края(которые, надо думать, отражают позицию Ткачёва). В частности, там говорится, что «принятие христианства казаками относится VII веку», т.е. произошло«задолго до официального крещения Руси».

Казачество как специальность

В 2007 г. состоялись выборы атамана Войска, на которых Громов не выставлял свою кандидатуру. Вместо него был избран Николай Долуда, который до того занимал пост вице-губернатора и курировал вопросы казачества. Долуда – профессиональный военный, который, как отмечает «Российская газета», «до того к казачеству не имел никакого отношения». Перед выборами Ткачёв открыто заявил, что Долуда является его ставленником.

Здесь надо оговорить, что существует разделение казаков на реестровых и общественных. В 1995 году Ельциным был подписан указ о созданиигосударственного реестра казачьих обществ.А в январе 1996 г. для организации госслужбы казаков было создано Главное Управление Казачьих Войск при Президенте РФ.Основная обязанность служивых казаков – оказывать помощь государству при решении конфликтов, в первую очередь, в приграничной зоне.

Казаки рассказывают, что на местахтогда заманивали в реестр, порой обещая жильё и землю – потом, однако, обещания не выполнялись. Основными недостатками реестра видится сильная зависимость реестровых казаков от власти, чрезмерное администрирование, а также то, что реестровым казаком может стать «любой гражданин РФ, достигший совершеннолетия, вне зависимости от вероисповедания».Желая сохранить исконные устои казачества – независимость, православную веру – многие казаки не вошли в реестр, оставшись в статусе общественных.

Избрание Долуды является, безусловно, усилением реестрового казачества, или, как выразился Громов, «казачества как специальности». В своём недавнем интервью Громов подчёркивает:«Всё сводится для властей страны к простой форме: служишь – казак. Не служишь – не казак»; «Оседлавшие казачество чиновники не только не считаются с уставами и демократическими традициями, но понукают казачество». В казаки идут люди, не имеющие казачьих корней, отдавая дань моде или желая заработать.

«В российском казачестве наметилась тенденция превращения казачества в служилое квазисословие», – резюмирует Громов в другом интервью. – «“Квази” – потому, что понятие сословности подразумевает все-таки не только обязанности, но и определенные права, как это было до революции. А сегодняшняя концепция подразумевает одни обязанности».

Интересно, что в высказываниях многих из радикальных «белых» казаков, провластная ориентация и зависимость Громова и Долуды практически приравнивается. Кокунько, беря интервью у Громова, «забрасывает» некоторые каверзные формулировки: дескать, многие рассматривают атамана как несамостоятельную фигуру, зависимую от власти; дескать, не жалеете ли вы о том, куда при вашей помощи пришло казачество? Напомню, что на сайте самого Кокунько о поддержке со стороны власти (то есть Ткачёва) заявлено открыто.

Трудно оценить отход от дел Владимира Прокофьевича Громова как положительную перемену для Кубанского казачества. На посту атамана он вёл мудрую политику, стараясь примирить «белых» и «красных», выстраивая некий «оптимум» зависимости от власти. Так, Громов подчёркивает, что «когда ККВ был принято в государственный реестр в 1998 году, наши традиции и устои были сохранены в неприкосновенности – это было одним из условий нашего вступления в реестр». Атаман умел балансировать – и получать государственную поддержку, и сохранять самобытность Кубанского войска.

Уход Громова означает полное воцарение Ткачёва в казачьей политике Кубани. Мы видим, что онаидёт в странных формах: с одной стороны, поддерживается радикально белое крыло, с другой стороны – реестр превращён в политический инструмент власти. Весь вопрос в том, как воспользуется этим инструментом Ткачёв. Один из блоггеров уже предположил, что пассажи губернатора о «выдавливании» приезжих – это не что иное, какпопытка«шантажировать Путина казаками».

P.S.

В 2005-06 гг. многие СМИ писали о том, что Ткачёв рассматривается в качестве одного из возможных преемников Путина на посту президента. При этом подчёркивалось, что его кандидатуру лоббирует Дерипаска. Указывали и на ещё одного лоббиста – Игоря Сечина. Так, в 2005 г. газета «Новые Известия», цитируя политолога Белковского, отмечала, что Сечин, находившийся тогда в должности заместителя главы администрации президента, поддерживает Ткачёва. Предполагается, что Сечин связан с Ткачёвым через бывшего генпрокурора Устинова, с которым Сечин находится в родственной связи: дочь нынешнего главы «Роснефти» замужем за сыном Владимира Устинова Дмитрием. Устинов же, в свою очередь, начинал карьеру в Краснодарском крае и знаком с Ткачёвым. В 2006 г. Журнал «Эксперт» писал, что Ткачёв вместе с Устиновым даже крестили двух новорожденных в городе Корёновске, где начиналась прокурорская карьера Устинова.

В настоящее время Устинов является полпредом президента РФ в Южном федеральном округе, то есть посредником между Ткачёвым и верховной властью. Возможно, что элитный бэкграунд является одним из факторов смелости Ткачёва в заявлениях и действиях.

   Илья Росляков