"КАЗАКИ СТАРОДУБЪЯ,НАДЕЖДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ " Миронов А.М.

 

В Брянской области Российской Федерации с 1994 года

существует общественная организация"Стародубский

казачий полк".Откуда казаки в Брянской области и

почему "полк"?

 

 

Всех  кто  желает  подробно  ознакомиться  с  темой,  отсылаю  к  книге  Д.Р. Поклонского 
«Стародубская  старина»,  2004 г.  Коротко же  укажу,  что  казаки  на  территории  сегодняшней  Брянской  области  в  юга - западной  ее  части  появились  еще  до  Владимира  Старого  «Красное  солнышко».  Они   тут  селились,  переселяясь  из  более  южных  мест,  вперемешку  с  представителями  племен  Савиров  (Северян)  и  Радимичей. Самоназвание  их  было – Черкассы, другие племена  их  называли – Торками,  
Берендичами (родственниками  медведей),  Черными  клобуками -  из  за  их  черных  бараньих  шапок.
        Стародубский  казачий  полк – так  во  времена  т.н.  Гетмавщины  в  Малороссии  (тогда  эта  территория  принадлежала  одной  из  областей  России,  которая  называлась  Малороссия.  Украины  небыло  и  в  помине,  а  население   обобщенно  называлось  русскими – малороссами),  называлось  крупное  административно – территориальное  образование  (как  сейчас  область  по  территории).  Центр,  столица  была  в г.  Стародубе.  Возглавлял  - полковник,  назначаемый  Гетманом.  Управлялась  территория  полковой  управой.  Проживали  на  территории  этой  казаки,   крестьяне,  мещане. Общее для  всех  название  было – Севрюки,  а  для  казаков  еще  во  времена  Петра Первого и  несколько  позже – Черкассы.  
        Территория  полка  занимала  почти  всю  Брянскую  область  России  и  часть  Черниговской  на  Украине.
        Современная  общественная  организация  казаков  Стародубья  взяла  историческое  название.
        И так,  4  октября  2011 г.  в  г. Стародубе  (Северском)  Брянской  области  состоялся  очередной  отчетно – выборный  Круг  ООБО  «Стародубский  Казачий  полк».  В  соответствии  с  Уставом  обычаями  и  традициями  Стародубского  казачества  были  избраны:
        - Атаман  «Полка» -  им  стал  войсковой старшина  Лежнев Александр Михайлович;
        - атаманское  правление.
        На  круг  прибыли  представители  от  более  чем  1500 взрослых  казаков – глав  семей,  в  том  числе  и  гости  из  Украины,  Белоруссии.
        Как  водится  среди  казаков,  на  Кругу,  кроме  обязательных  вопросов  повестки  дня -  т.е.  избрание  Атамана,  правления,  ревизора  и т.д.  поднимались  и  другие  вопросы  волнующие  казаков.
        Как  выяснилось  главными  вопросами,  волнующими  казаков,  оказались  следующие:
         - Что  есть  казак  в  России  в  21  веке;
        - что  происходит  с  госслужбой  и  реестром  казаков;
        - как  жить  дальше?  чтобы  казачество  сохранилось  как  часть  русского  народа?
        Обобщая  высказывания  казаков.  Попытаюсь  изложить  общее  мнение  Круга  по  этим  вопросам.
        Во  первых  все  казаки  осознают,  что  возврата  в  начало  20  века -  когда  казаки  были  сословием  в  России,  пользовались  на  территории  компактного  проживания  правами  фактически  автономией – не  будет.  Тем  более  возвратиться  в  более  ранние  времена – времена  средневековья.  Сейчас  в  России  все  ее  граждане  в  соответствии  с  Конституцией,  имеют  равные  права  и  обязанности  перед  законом.  Так,    что  есть    казак  в  России  сейчас?   Думается,  что   ответ  на  этот  вопрос  позволит  дать  ответ  и  на  другие  вопросы,  связанные  с  казачеством  и  обозначенные  выше.   Предполагается  следующая  формулировка  ответа.  Казаки – это  субэтнос  в  составе  русского  народа,  имеющий  общее  с  русским  народом – генетические  корни отличающийся  некоторыми  особенностями,  языка,  традиций,  обычаев,  менталитета.  Сознавая,  что  эта  формулировка  не  есть  истина  в  последней  инстанции.  Возможно,,  будет  предложен  казачьим  сообществом  и  властями  и  другой  ответ.  Однако  возьмем  за  основу  предложенный  выше.   Отсюда  плавно  проистекают  два  других  вопроса.  
        Как  видится  ответ  на  второй  вопрос  если  внимательно  ознакомиться  с  гражданским  кодексом  Р.Ф,  трудовым  законодательством,  другими  правовыми  актами  Р.Ф,  то  можно  увидеть  ни  какими  привилегиями  в  них  казачество  не  пользуется,  да  и не  может  пользоваться,  т.к.  все  граждане  Р.Ф.  равны  в  своих  гражданских  правах  перед  законом.  На  общих  основаниях  происходит  наем  «по  контракту»,  в  силовые  структуры,  на  гражданскую  службу.  Действуют  общие  правила  организации  бизнеса  и  т.д.  Вывод:  Никогда,  нигде  у  казаков  с  госслужбой  не  выйдет,  если  не  изменить 
 законодательную  базу. В  армию,  внутренние  войска,  желательно  конечно  набирать казаков  (нанимать)  в  т.ч. в  казачьи  части,  но  служить  там  придется  на  общих  основаниях,   в  соответствии  с  условиями  контракта.  А  раз  так,  то  реестр  для  казаков  теряет  всякий  смысл.  Вот  уже  много  лет  идет  суета  по  поводу  госслужбы,  а  положительных  примеров  нет.  Зато  есть  масса  иных  примеров  в  другой  плоскости – общественных  инициатив.  Вот   тут то  и  кроется  ответ  на  третий  вопрос.  Давайте  присмотримся – где  себя  проявляет  казачество  сейчас?   Это:  - Добровольные  казачьи  общественные  дружины  по  охране  правопорядка  при  проведении  значимых  мероприятий  Русской  православной  церковью;
           - Разнообразные  общественные  инициативы,  проявления  культуры  казаков – самодеятельность,  воспитание  молодежи,  включая  и  работу  с  бюджетными  образовательными  учреждениями  и  др.  Все  это  происходит  как  общественная  инициатива  казаков,  в  ряде  случаев  поддерживаемая  властями  в  рамках  бюджетов  всех  уровней,  а  чаще  на  свои  средства.  Думается,  что – бы  сохраниться  казачеству,  нужно  сохранить  свою  культуру,  свой  язык,  свои  традиции,  обычаи,  то есть  то,  чем  казак  отличается  от  других  граждан  России.  Выходит -  что  госслужба  для  всех   граждан  России  на  равных  условиях,  а  вот  культура – у  каждой  группы  населения – своя!  И  менталитет – присущий именно  этой  группе.  А  для  этой  цели – сохранения  культуры,  самобытности  как  нельзя  лучше  подходит  общественная  организация.
        Вспомним  традицию – казак  рождался,  рос,  воспитывался  и  кончал  свою  жизнь  в  обществе.  Из  общества  он  уходил  на  госслужбу,  в  общество  он  возвращался.  Там,  в  обществе,  были   корни  его  казачьего  поведения,  его  видение  мира,  его  менталитета.  И  сейчас  так.  А  лучшей  формой  общественной  организации  для  казаков  как  субэтноса  в  составе  Русского  народа – является – культурная  автономия.  Благо – вся  законодательная  база  в  России  для  этого  имеется  и  краеугольный  камень  тут – Закон  о  национально – культурной  автономии. Если  мы – казаки  пойдем  по  этому  пути,  если  найдем  взаимопонимания  в  этом  с  властями -  это  позволит  казакам – всем,  проживающим  по  разным  территориям,  имеющим  различия  в  культуре,  языке  и  т.п. -  сохранить  культуру,  язык,  традиции.  В  рамках  этого  закона  обрести  устойчивый  источник  финансирования  мероприятий  по  сохранению  и  развитию  всего  культурного  наследия  казаков!  Вот  так  видятся  ответы  на  те  вопросы.  Которые  сегодня  волнуют  Стародубских  казаков.  Резолюция  по  обозначенным  вопросам  Кругом  не  принималась.  Однако  в  обсуждениях  именно  мнение  казаков  в  большинстве  своем    выглядело  так,  как  изложено  выше.  Желательно  конечно  по  этому  поводу  принять  конкретное  решение  и  чем  раньше,  тем  лучше  начать  конкретные  действия  по  их  претворению  в  жизнь.  Ибо  природа  не  терпит  пустоты.  Для  того,  чтобы  заполнить  пустоту,  образовавшуюся  с  провалом  закона  о  госслужбе,  нужно,  заполнить  эту  пустоту  усилиями  по  сохранению  культуры,  менталитета  казаков – а  уж  там -  в  культуре,  традициях – есть  все  и  традиции  служения  государству  Российскому  в  том  числе.

 

        Честь  имею.         Казачий  полковник                     А.М.  Миронов.