Не тот казак, что по течению плывет, а тот- что против.

«Казаки были известны Генуе и Венеции не как лихие и ловкие наездники, а как смелые корсары, громившие турецкие корабли и прибрежные места Анатолии, Румелии, Крыма и Царьгорода», отмечала в 1881 году газета «Русская речь».

Действительно,необходимо отдать должное умению казаков в обращении с лошадьми,однако нельзя и игнорировать тот факт,что жизнь казачья была связана с реками, на берегах которых находились казачьи поселения: Днепр, Дон, Кубань, Терек,Волга,Яик и многие другие.Так или иначе казачий быт был связан с речным и мореходным ремеслом,будь то в мирной жизни или во время боевых походов.Следует отметить,что в данном ремесле казаки значительно преуспели,и ничуть не уступали мореходам Европы.

Принципиальных отличий лодок казаков от Днепра до Урала не было,- чайки,струги,челны,бригантины,баркасы, каюки и др., все эти виды лодок были легкими , небольшими, обачно без палубы,маневровими удобными на реках в плавнях,открытой воде. На их изготовление шли «трубы» - стволы ивовых или липовых деревьев. Труба распиливалась пополам вдоль ствола. Обе половины представляли собой сердцевины для двух лодок - колоды.. Лодки строились плоскодонные, без киля, с носа и кормы заостренные, беспалубные. Ширина могла быть от 18 до 20 футов, высота 12 футов. К основанию или дну по центру струга крепились так называемые ребра, а с концов - выгнутые кокоры (брусья с загнутым концом, предназначенные для носовой части лодки). Снаружи кокоры обшивались досками до надлежащей высоты. С XVII века к ней приделывали два руля (на носу и на корме), а еще раньше - по загребному веслу - чтобы передвигаться свободно вперед и назад без поворотов. С наружной стороны лодки, также привязывались снопы камыша, толщиной до 12 футов - защита и при шторме, и на уровне груди во время боя.

 

В истории казачих флотилий можно выделить несколько географических мест, они непосредственно и связаны были с принадлежнастью к тому или иному войску. Основными же в силу расположения и исторических событий были Запорожская и Донская флотилии.

Наиболее известны из казачьих судов запорожские чайки, напоминавшие суда Киевской Руси. Академик Д.И.Яворницкий пишет: «Лодки речные, чайки, байдаки, или «челны морские»... Частью сооружались в самой Сечи... По дошедшему до нас преданию, первоначально у них были лодки, сделанные из буйволовой кожи... Стечением времени первобытные лодки заменились большими чайками из дубами». Французский инженер Боплан, живший среди казаков, писал в XVII веке: .

«Задумав погулять в море, казаки составляют раду, т.е. военный совет, и выбирают походного атамана. После сего они отправляются в войсковую скарбницу - сборное свое место, строят там челны длиною в 60, шириной 10-12, а глубиной в 12 футов (фут- 30,48 см). Челны эти без киля.

Дно состоит из выдолбленного бревна, ивового или липового, длиной 45 футов; с боков, оно обшивается на 12 футов в вышину досками, которые приколачиваются одна к другой, пока челн не будет иметь в вышину 12, а в длину 60 футов. Толстые канаты из камыша, обвитые лыками или боярышником, как бочонок, обхватывают чёлн от кормы до носа. Казаки отделывают все части лодок таким же образом, как и наши плотники, т.е. французские; потом осмаливают их и приделывают к каждой по два руля, чтобы не терять времени напрасно при повороте своих длинных судов, когда нужда заставит отступать. Челны казацкие, имея с каждой стороны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорей турецких галер. Ставится также мачта, к которой привязывают парус, но при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. Челны не имеют палуб, если же их зальёт волна, то камышовые канаты предохраняют от потопления... Не менее 60 человек, искусных во всех ремёслах, трудятся около одного челна и отделывают его через 15 дней, так что в две или три недели изготавливают около 80 или 100 лодок с 4 или 6 Фальконетами на каждой. В лодку садятся от 50 до 70 казаков, из коих всякий имеет саблю, две пищали, 6 фунтов пороху, достаточное количество пуль, туда же кладут, ядра, для фальконетов и необходимые жизненные припасы. Походная одежда состоит из рубахи, двух шаровар (одни для перемены),кафтана из толстого сукна и шапки. Вот какие витязи садятся в летучий флот».

О привычности донских казаков к морскому делу говорит хотя бы то, что в походы на море отправлялось по несколько тысяч человек, они на своих стругах проходили сквозь турецкие заграждения и вырывались на морские просторы.

Перед выходом в поход казаки «осмаливают свои корабли и приделывают к каждому по два руля, чтобы не терять напрасно времени при повороте своих длинных судов, особенно если развернуться необходимо в узком ерике при отступлении. Казацкие чёлны, имея с каждой строны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорее турецких галер. Ставится также и мачта, к которой в хорошую погоду привязывают довольно плохой парус, при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. Челны не имеют палубы, если их зальёт волнами, то камышовые пуки предохраняют от потопления. Пищевые припасы, воду и порох казаки хранят в бочках от возможного промокания, которые они крепят канатами к бортам чёлна.

Для перевозки на небольшие расстояния казаки использовали суда под названием – будара или бударка. Это длинная, узкая лодка, выдолбленная из одного ствола дерева с наращенными бортами из досок. Размеры будары колеблются от 4м до 10 м. Будары поднимают груз от 160 до 500 кг. Некоторые из будар могли иметь небольшой парус на короткой мачте.

Из прочих мелких судов на Нижнем Дону были распространены баркасы, каюки и кайки. Каюк делался из цельного ствола, мог перевозить грузы до 200 кг или около 5 человек. Баркас мог перевозить грузы до 800 кг или до 15 человек. Баркас мог иметь небольшой навес над носовой частью судна и скамейки для сидения. Кайка плоскодонная лодка из досок, имевшая скамейки и минимум два весла. Грузоподъемность зависела от размеров кайки.

После взятия Азова Петром 1 было решено основать азовскую флотилию. Выполняя поставленную задачу, работали все верфи Воронежа, Хопра и Паншина. В 1702 году при сдаче турками Азова, в Черкасск казаки притащили турецкий корабль «Генляр» с 14 пушками на борту, который ремонтировал мастер Грек Иван Фёдорович. После поездки по Европе Пётр1 принимает меры по улучшению судоходства на Дону: строятся плотины и крепости, засыпаются ерики, устанавливаются маяки. В 1711 году в Черкасске работала судовая верфь, где 70 плотников достраивали царёву галеру «Стрела», разбирали приведённую из Азова галеру «Делифант», выполняли ремонт других судов

 

Было в истории казачьего флота и такое несколько необычное формирование, как Балтийская казацкая флотилия — флотилия, созданная 1635 году из казаков Запорожской Сечи для боевых действий наБалтийском море. Прославилась во время завершения польско-шведского военного конфликта 1635 года. Принимала активное участие в боевых действиях на Балтийском море.

У Польши боеспособного флота тогда не было. Созданный регулярный польский флот (двенадцать кораблей: десять фрегатов и две галеры) после нескольких стычек почти прекратил свое существование. Кроме того, шведские морские силы насчитывали сотни боевых и вспомогательных кораблей. Но существовал флот на Запорожье.

В мае 1635 года король Польши Владислав IV направил обращение полковнику Войска Запорожского Константину Вовку, собрать полторы тысячи казаков «добрых и с морем знакомых» и направить их на Неман. Одновременно он выделил средства на строительство 30 чаек.

Тогда же, в мае 1635 года был начат набор охотников из казаков. Всего было записано около тысячи реестровых казаков, которые имели опыт морских походов. Казаки, несколькими отрядами, в первой декаде июля прибыл в Ковно (ныне Каунас).

19 июля 1635, через Литву, прибыл со своим полком Константин Волк, как писал польский хроникер того времени А. Радзивилл: «в большом порядке». С устья Немана казаки на чайках пошли под Королевец (Кенигсберг).Казаки прошли, не обнаруженные шведами.

В бою казацкие чайки зарекомендовали себя очень хорошо. Благодаря малым размерам и маневренности, они имели преимущество в ближнем бою перед большими шведскими фрегатами. Во время боя в открытом море казакам удалось отрезать и захватить корабль, груженный военной амуницией и провиантом для войска.

После абордажного боя казаки «очень смутили шведов». Эта победа на море значительно ускорила мирные переговоры. Кроме того, захваченный казаками шведский корабль позволил польскому королю вскоре выменять его на свой королевский флагман «Черный орел», ранее захваченный шведами в Пиллау.

После громкой победы казацкий флот ещё две недели патрулировал побережье от устья Немана до Пиллау, заставляя шведов держаться на расстоянии.

12 сентября 1635 поляки заключили со шведами Штумсдорфское перемирие на 26 лет.

23 сентября король написал письмо полковнику Вовку, в котором приказал «идти скромно домой», получив в Торуни зарплату казакам. Воины получили 15 тысяч золотых за службу и оставили за собой все трофеи. Чайки и весь припас были отданы на хранение в Ковно, где «имели их прятать тщательно.

В конце XVII века Дон и Запорожье оказались в границах московских владений. Молодой царь Петр Алексеевич, формируя свою армию, знакомился и с отечественными средствами мореходства - в частности, интересуясь в низовьях Дона ходовыми способностями казачьих стругов. В 1695 году он предпринимает неудачный поход к Азову. Армия потерпела поражение, но донские казаки успели взять две турецкие башни по берегам Дона.

После этой неудачи началось активное строительство новых кораблей - были обновлены старые казачьи верфи на Вороне, а сами казаки участвовали в строительстве.

1 апреля 1696 г. На Азов в составе русской армии выступило 15000 запорожцев и 5000 донцов. Пришли помогать своим братьям и яицкие казаки. Впереди вместе с галерами шло 40 казачьих стругов и чаек. Сам Петр плыл на одной из казачьих лодок. Ночью казаки атаковали неприятеля, взяв 10 турецких каторг и потеряв 2 струга. С этого момента казачий флот входит в русскую флотилию.

Потомки запорожцев - «войско верных казаков» - рядом побед над турецкими кораблями вернули России выход в Черное море и были даже переименованы в Черноморское войско. Уступая врагу размерами и вооружением судов, казаки сполна использовали свои преимущества. Даже в полный штиль, легко маневрируя, на море чайки заходили на турецкие корабли со стороны Солнца, внезапно появляясь и исчезая в случае неудачи. К ведению боя на море казаки готовились специально - отрабатывая, например, навыки стрельбы в условиях морской качки или абордажного рукопашного боя. Нередко к бою задумывались и всяческие уловки. Показателен эпизод 1771 года. Казачья флотилия должна была прорваться из Днепра в Черное море - однако путь преграждала натянутая над самой водой между двумя турецкими фортами цепь. Пытаться прорваться, не зацепив ее и не вызвав на себя убийственный пушечный огонь, было невозможно. Тогда казаки в одну из темных ночей пустили по течению десятки стволов деревьев, к одному из концов которых были привязаны камни - стволы плыли, как мачты. когда они наткнулись на цепь, турки приняли их за мачты и открыли огонь. Но «лодки» все плыли и плыли, турецкие орудия стреляли все реже... В этой неразберихе казаки на маленьких лодках сумели подвести к цепи несколько бочонков с порохом и взорвать преграду, после чего практически без потерь прорвались к морю.

В войне с турками 1787-91 гг. По пути к Очакову казачьи суда были встречены флотом Гассан-паши. Уверенные в своей победе, турки сверху вниз посматривали на казачьи суденышки. Однако казаки атаковали неприятеля, используя превосходство в маневренности своих лодок, В результате на мели оказались сначала 70-ти пушечный турецкий корабль, за ним другой, 80-ти пушечный, под адмиральским вымпелом - и были взяты на абордаж. В бою погиб атаман Сидор Белый. После его гибели командование казачьей флотилией принял войсковой судья Антон

Андреевич Головатый. Казачьи лодки подошли к острову Березань, на котором в хорошо укрепленной крепости на крутом берегу был сильный турецкий гарнизон. Несмотря на убийственный огонь вражеских орудий, казачьи лодки подошли вплотную к берегу, и крепость была взята штурмом. В бою казаки потеряли 29 человек, зато захватили 320 турок и 24 пушки. В 1795 году в Баку 10 казаков на лодках охраняли купцов-армян, причем двое из казаков были больны. В море их встретила большая каторга со 150 персами, искавшими добычу. Лейтенант Епанчин с больными отплыл к стоявшему невдалеке боту, оставив 8 казаков под началом Игната Совы прикрывать отход. Метким огнем они вынудили персов уйти. История сохранила слова Головатого: «Еще козацка слава не сгинула, если 8 человек могли дать почувствовать персиянам, що в черноморцив за сила!» Яркая страница истории казачьего флота - действия у стен Дербента в 1796 году. В походе Валериана Зубова в Персию черноморцы выделили в состав Каспийской флотилии два полка во главе с Головатым. Они заняли все пути к Баку и держали разъезды по берегу моря, а их флотилию перехватывала все, что появлялось на море. А.Кухарук, изучая войну с турками 1828-29 гг., отмечает действия запорожской флотилии атамана Семена Гладкого - 40 чаек и 12 канонерских лодок под общим командованием наказного атамана Черноморского казачьего войска Н.С.Завадовского. Казаки совершают дерзкий бросок через Дунай: «Молниеносно и незаметно в клубах дыма запорожцы пересекли Дунай и высадили десант в заболоченной местности на фланге турецких укреплений. Эта операция оказалась столь стремительной, что турки бежали...»

Одна из последних страниц истории казачьего флота - оборона в период Крымской войны Севастополя и Таганрога. Азовская флотилия донцов под командованием походного атамана генерала Краснова заняла Азовское побережье. А 23 октября 1853 г. Казаки сражались в составе севастопольской эскадры адмирала Нахимова под Синопом, затем - одна за другой следуют государственные реформы казачьих войск, и флотилии их исчезают из русского флота.

Казаки окончательно закрепляются в представлении Европы как иррегулярная конница.


                                                    Казак А.Щерба