Прекрасная половина казачества.

Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью − тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.    Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитание девочки, дочки, внучки. Они создавали  определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали  привычки  и  создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей.

Ведь каждая девочка мать будущих детей.

 

 

    Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.       Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Если мальчика постоянно обучали быть первым, находиться на людях, состязаться с другими мальчиками, то девочке, наоборот, внушалось, что самое главное в жизни − это крепкая семья и достаток.

     Тем не менее, жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий у неё было не меньше, чем в жизни казака. Первые «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, весёлыми. Например, «смывали с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали.

     Трудовое воспитание девочек начиналось рано. Они  ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа − нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого − трёхлетняя - её потом называли няней. Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дед-казак  по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. На Крещение ребята выбирали самую благочестивую женщину. Девушки – выданки(хваленки) надевали на себя многое из того, что они сделали своими руками, и вставали около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску. Она показывала будущим мужьям, на что способны девочки.  После Крещения наступал период сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной жизни»

     В семейной жизни казачки были, надежным оплотом для своих мужей воинов, - возделывали поля, огороды, ходили за скотиной, собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить.   Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI-XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.

 

     Известны случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. Десятого июня 1774 года, в станице Наурская, произошло событие, известное как оборона Наура.  Шла первая Турецкая война, в станице Наурской праздновали Духов день, старики, казачки с детьми разодетые по праздничному находились в церкви (практически все строевые казаки были в походе), когда на пикетах вдруг раздались выстрелы и прискакал казак, крикнувший «Идуть!» Наурскую столицу обложило восьмитысячное скопище татар, кабардинцев и турок, под предводительством калги из рода крымских султанов. У неприятеля был явный расчет захватить врасплох беззащитных жителей станицы, которая едва только устраивалась. Неприятель не знал, однако же, с кем будет иметь дело — наурские казачки в красных сарафанах вышли на защиту родного города и отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями, вооружившись серпами, вилами и косами. Они разогревали смолу и лили кипяток на головы врага, даже праздничные щи, готовившиеся к обеду, шли на «угощение» бусурманам, казачки перетаскивали с места на место пушки и стреляли из ружей. 12 часов шел бой, многочасовые штурмы дорого стоили врагам, до 800 человек было убито, несколько тысяч ранено. Осада длилась 2 дня, 12 июня с рассветом вновь загремели казацкие пушки, но к общему удивлению неприятель быстро стал отходить от станичных валов, и скоро беспорядочные толпы его скрылись из глаз изумленных наурцев. «Это бабий праздник», — говорят о нем казаки, вспоминая славное участие, которое приняло в бою женское население станицы. Геройские казачки почти все заслуженно получили медаль от императрицы ЕкатериныII «За турецкую войну 1769-1774 года». 

 

     Быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей.

 

                                        Хорунжий СКП  А.Щерба